Театр кукол имени В.А. Вольховского завершит 96-ой театральный сезон спектаклем «Мандельштам. Воронежские тетради». Спектакль станет первым (по крайней мере, известным нам — прим. Театра кукол) осмыслением жизни и творчества поэта в период его ссылки в Воронеж средствами театра кукол. За постановку взялся Руслан Кудашов, один из признанных современных режиссеров-кукольников, главный режиссёр «Большого театра кукол» (Санкт-Петербург), лауреат премий «Золотая маска», «Золотой Софит», «Арлекин» и других.
В своих спектаклях Руслан Кудашов сочетает разные системы кукол с «живым планом». Этим же «почерком» будет написан и новый спектакль. Образы и персонажи, которые существуют в мире «Воронежских тетрадей», будут представлены марионетками. Среди них, например, Чаплин — беззаботная и смешная ипостась Мандельштама; Дон Кихот, олицетворяющий более взрослого поэта, который уже пережил психологическое давление и помешательство в Чердыни; Щегол — символ свободы и жажды жить. Другие — Жена и Следователь (собирательный образ некоего обвинителя) — остаются в «живом плане». Кажется, что лирический мир и реальность противостоят друг другу в пространстве сцены. При этом «живой» и кукольный план постоянно перекликаются, поэтические образы существуют вместе с биографическими фактами. В обоих мирах живет лишь Наталья Штемпель — друг семьи, «воронежская Лаура» и человек, сохранивший сборник для потомков.
«По форме спектакль похож на «Божественную комедию» Данте, потому что мы двигаемся от тьмы к свету. В первых стихах цикла автор находится в крайне горестном ощущении себя и мира. Для него ссылка в Воронеж — это абсолютная блокада, травля, вакуум без общения и поддержки. Но заканчиваются «Тетради» воздушными стихами, появляется совершенно другое настроение, другое понимание себя в мировом пространстве. Так и мы в спектакле дантовскими кругами ада движемся к свету, всё пронзающему и во всё проникающему свету», — говорит Руслан Кудашов.
Образ Данте тоже присутствует на сцене. Как и в сборнике. Как и в жизни Мандельштама. В отличие от других персонажей, эта кукла будет менее подвижна, у нее будет двигаться только рука. Такой приём подчеркнет монументальность и фундаментальность образа, его величие и незыблемость для поэта и для человечества.
В основе сценографии — тропа (станок для вождения кукол) в виде креста. Он еще не стал надгробием, но уже завис над воронежским узником. И даже под гнётом смерти, надломленный и вывернутый, Мандельштам остается по-настоящему живым: он чувствует, дышит, любит, продолжает писать.
Изначально спектакль позиционировался для подростковой аудитории от 10-12 лет. Ближе к премьере возрастную маркировку определили как «16+». Это не связано с юридическими тонкостями, а скорее звучит предупреждением, что спектакль потребует работы от зрителя — умственной и духовной. И может быть в чем-то непонятным менее подготовленному и зрелому театралу. При этом Руслан Кудашов подчеркивает,что он не сторонник деления аудитории по возрасту и отдает такой градации очень условное значение.
«Поэзия Мандельштама — для людей, для каждого человека. Насколько он может понять эту поэзию, — убежден режиссер. — Если тебе в 12 лет жизненно необходимо что-то узнать о себе, о своих переживаниях; о том, как может быть плохо человеку, как может быть хорошо человеку — если тебе это нужно, ты придешь на спектакль и что-то получишь, что-то узнаешь и почувствуешь. Мандельшатам — для всех, для всего человечества, для всей Вселенной».
Премьерные показы спектакля пройдут 24 июня в 19:00 и 25 июня в 18:00 на главной сцене. Билеты уже в продаже, их можно приобрести в кассе театра (с 9:30 до 17:00 с понедельника по пятницу) и на сайте в разделе «Афиша».
Подробнее о спектакле здесь.