Зрители увидели новый спектакль в репертуаре театра — «Про умную собачку Соню» (3+). Своё прочтение рассказов Андрея Усачева предложили режиссер постановки Камиль Тукаев и художник Елена Белых.
Сопереживание, соучастие и сотворчество — этими словами хочется описать спектакль. Конечно, всё продумано до мелочей (даже размер ушей и ресниц у нарисованной Сони) и отрепетировано. Да так мастерски, что создавалось впечатление, как будто спектакль рождается буквально на наших глазах.
Вот из обыкновенного ватмана появляется собачка, она начинается забавно двигаться и проказничать. А этот фрагмент бумаги будет портфелем, а эти бумажки — деньгами на проезд для Ивана Ивановича. Правила игры заданы с первых минут, и принимаются всеми мгновенно. Из лужи в одно движение актера получается слон! А из этого листка давайте сделаем мух, а вот этот будет усами на портрете.
Одним из главных выразительных средств становится обычная бумага.
«В этой истории я оттолкнулся от своего сына, который всегда создавал свои делалки, как он их называл, — рассказывает Камиль Тукаев. Бывало, когда я возвращался с работы, он спрашивал, принес ли я ему новую делалку. Я понимаю, что ничего не принес. Но лезу в карман, достаю два чека и один проездной и говорю: «Конечно!» И сын: «Отлично! Где ты такое взял?!» И начинал что-то делать, дорисовывать.
Этим спектаклем я как раз хотел будить фантазию детей. Даже просто вырезав и вырвав что-то из бумаги, можно создать свой маленький мир, свой маленький театр и своё маленькое счастье».
Камиль Тукаев известен многим, в первую очередь, как актер театра и кино, народный артист России. Вместе с тем спектакли, в которых Камиль Тукаев выступает в качестве режиссера, идут в театрах Тюмени и Альметьевска. А в Воронеже он уже 8 лет занимается образовательно-театральным проектом для детей «Шекспирия».
«Я знаю детей, разговариваю с ними, мы ставим вместе спектакли. И этого баловства, детской легкости, игры в моей жизни много, и всегда было много: и в семье, и в ТЮЗе, где я работал. И часто в постановках используются приемы из разных направлений, например, что-то из кукольного мира, из теневого театра.
И в спектакле «Про умную собачку Соню» мне было комфортно работать с форматом театра кукол, при этом я обращал внимание прежде всего на драматического существование актеров. Чуть меньше моей режиссерской изощренности и чуть больше их человеческого подключения. Чтобы они вспомнили себя в детстве, свой родительский опыт; чтобы они передали это и завели зрителей в игровое пространство», — комментирует Камиль Тукаев.
Для артистов — Станислава Беляева и Софьи Иголкиной — это первый опыт работы на малышкиной сцене.
«Малышкина сцена требует от актера максимальной включенности и сосредоточенности. Здесь ты не спрячешься за декорации, за партнера. Зритель буквально на расстоянии вытянутой руки. И если ты забываешь слова, путаешься, не отдаешь себя и сам не включаешься в действие, то зритель это сразу увидит, почувствует и заскучает», — делится Станислав Беляев.
В спектакле используются элементы теневого театра, штоковые марионетки и невероятная харизма актеров в «живом плане».
Елена Белых — художник-постановщик воронежского театра кукол имени В.А. Вольховского. Оформила более 20 спектаклей в Воронеже, Перми, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, Калининграде, Мурманске и Нижнем Тагиле.
Музыку для спектакля написала композитор Евгения Терехина — автор музыки более чем к 80 постановкам разных жанров. Лауреат многочисленных премий и фестивалей театрального искусства.
Камерное световое оформление постановки выполнено Яной Сорокиной.
Фото Арика Киланянца.